Три легендарные сыщицы прошлого, о которых давно пора снять крутое кино У Энолы Холмс, придуманной сестры Шерлока Холмса, есть все шансы стать героиней многих поколений девочек. Историй про крутых сыщиц явно не хватает. Однако на самом деле всё дело только в том, что сценаристы ленятся обращаться к реальной жизни. В прошлом несколько сыщиц стали настоящими легендами. Фрэнсис Ли: дело о пугающих кукольных домиках. Самой похожей по методам сыска на Шерлока Холмса была женщина, которую в русскоязычном интернете обычно выставляют странной или даже одержимой – она делала кукольные домики, в точности воспроизводящие места убийств. Речь идёт о создательнице криминалистики американке Фрэнсис Ли. Детективами о британском сыщике Фрэнсис увлекалась горячо с малых лет, благо тогда ещё Холмс был современником всех детей мира. Фрэнсис родилась в 1878 и к подростковому возрасту стала настоящей поглотительницей книг о преступлениях, а действие детективных романов Конана Дойля длится от 1881 до 1914 года. Первый же роман вышел в Британии, когда Фрэнсис было восемь. Под влиянием этих романов девочка вела себя, скажем так, подозрительно для взрослых. Узнав из свежих городских газет (которые отец покупал вообще-то себе) об убийстве, Фрэнсис правдами и неправдами проникала на место преступления, чтобы обследовать его и посмотреть, как полицейские раскрывают тайну. Увы, очень быстро Фрэнсис поняла, что Холмс прав, давая работе полицейских (в частности, их умению и желанию обращать внимание на детали и улики) самые нелестные оценки. Если на пол был брошен окровавленный канделябр, а в доме накануне был только супруг жертвы, дело раскрывали. В любом другом случае его просто называли «таинственным», и оно превращалось в «висяк». Когда сама Фрэнсис пыталась указывать полицейским на обнаруженные ею странности или следы, чтобы они, подобно Холмсу, сложили все обстоятельства и сделали выводы, люди в форме просто наконец её замечали и выдворяли прочь. По крайней мере, есть такая легенда. Барышням, твёрдо говорили полицейские, не следует занимать свой ум такими вещами. Всё равно не выйдет проку. Фрэнсис выросла и захотела учиться в колледже – например, девушкам её времени было доступно медицинское образование.Но родители и слышать об этом не желали. Брат Фрэнсис отправился учиться в Гарвард, а от неё самой ожидали, что она будет привечать всех его хорошо воспитанных молодых друзей, чтобы, может быть, найти среди них жениха. С одним из друзей брата девушка действительно постоянно болтала, но только на любовные эти разговоры были непохожи: она опрашивала его о вскрытии трупов, о том, как понять характер травм и причины смерти (такая экспертиза уже существовала). В итоге Фрэнсис под давлением матери вышла за адвоката (очень, очень далёкого от уголовых дел) и родила мужу трёх детей. Но времена серьёзно изменились, и миссис Ли обнаружила, что разводы теперь – дело довольно простое. В тридцать шесть лет она покинула мужа, чтобы полностью посвятить себя убийствам. Долго ли, коротко ли, но дело закончилось тем, что она стала создательницей и первой преподавательницей криминалистики в Гарварде. Свои знаменитые домики, действительно воссоздававшие с пугающей точностью, вплоть до лужиц и пятен крови, реальные места убийств, она сделала для тренировок следователей. Фрэнсис Ли обучала их осматривать места преступления по специальной системе, примечать, замечать, фиксировать все возможные улики и выстраивать логические цепочки, которые сужали круг подозреваемых. Часть этих домиков используется по сей день. Сама Ли, как считается, смогла чисто умозрительно раскрыть обстоятельства нескольких убийств задолго до того, хотя и неизвестно, чтобы ей удалось сдать полиции конкретных убийц.Умение Ли делать выводы, осмотрев место преступления, серьёзно повлияло на то, как знаменитый автор детективных романов, Эрл Стенли Гарднер, писал свои книги. Кстати, лично они тоже были знакомы. За вклад в воспитание поколений следователей (и, вероятно, за консультации в конкретных делах) Ли получила звание капитана полиции. Места преступления она посещала всю свою жизнь, но, начиная с тридцатых годов, её перестали с них выдворять. Мод Вест: самое громкое дело об измене мужа. Родившаяся всего на два года позже Фрэнсис, Мод Вест стала первой женщиной, открывшей и возглавившей собственное детективное агентство. О том, чтобы всегда оставаться в глазах окружающих безупречной, Мод могла не думать вообще. Ведь она родилась вне брака. Она не могла назвать имени своего отца, хотя хорошо знала свою мать. Не то чтобы такая девочка, едва появившись на свет, сразу считалась падшей, но ей приходилось с детства мириться с тем, что репутация у неё всегда будет так себе. Может быть, именно это обстоятельство повлияло на ту степень свободы, которую позволила себе Мод, став сыщицей. Естественно, Вест была полностью самоучкой. В качестве пособий она тоже пользовалась книгами о Шерлоке Холмсе, а так же трудами, которые явно их вдохновляли – пособиями, написанными самым блестящим сыщиком девятнадцатого века, французом Эженом Франсуа Видоком. Как и Видок, и Холмс, Вест одинаково много значения придавала поиску улик и переодеваниям для слежки и внедрения в окружение того, за кем следишь. Вот только специализировалась Вест на гораздо более банальных заказах – как правило, разоблачала аферистов и выявляла неверных супругов и собирала доказательства их неверности. Одно из таких дел об измене вышло куда громче, чем планировала сама Вест. Следуя за предположительно неверным мужем, Вест пришлось переплыть океан, пробраться в Нью-Йорке в некий потайной клуб и там стать невольной свидетельницей вскрытия живого человека. Оказывается, у богатеев того времени было такое развлечения, и именно ему тайно ото всех предавался объект. Его жена, конечно, чувствовала, что муж ей лжёт о деловых поездках, но такой правды о них не предполагал никто. Дело стало невероятно громким, а о Вест принялись много писать газеты. Нельзя сказать, что Вест принципиально мешало работать это внимание. Она уже наняла несколько сыщиков и сыщиц и могла не так часто участвовать в слежке лично. Но газеты стали раздувать идею её особой безнравственности оттого, что переодевалась Мод не только в женские образы, но и в мужские. Это могло без шуток стоить серьёзной части клиентуры. Во время Первой Мировой Вест занималась поиском и разоблачением немецких шпионов – шпионами тогда Европа буквально кишела, так что работёнки Мод хватало. В мирное же время Вест старалась перехватить инициативу у журналистов и принялась сама описывать свои приключения для прессы. Естественно, соблюдая определённую конфиденциальность участников благополучно завершённых дел – и, естественно, за гонорары. Она также нарочно снималась в разных уже отработавших своё образах и раздавала эти фотографии репортёрам, подогревая к себе интерес. Просуществовало её агентство до начала Второй Мировой войны. С личной жизнью у неё, надо сказать, обстояло всё обыкновенно по меркам времени (к большому разочарованию журналистов): она была замужем за мужчиной, который помогал ей в разных делах как агент-наблюдатель. Его звали Гэрри Эллиот, и у них родилось шестеро детей. Кейт Уорн: дело о покушении на президента Америки. Аллан Пинкертон, создатель детективного агентства имени себя, именно тем и вошёл в историю. А ещё – тем, что первый начал по контракту нанимать агенток, то есть женщин, а не только мужчин. Вообще за пару десятилетий до того уже успела прославиться агентка, работавшая на Видока, – его верная соратница и, в течение многих лет, гражданская жена, фамилию которой Видоку пришлось скрывать из-за наличия более официального мужа. Речь идёт о легендарной Аннетт. Но она сотрудничала с Франсуа бесплатно, на добровольных началах – из интереса и желания поддержать. В этом отношении её нельзя назвать профессиональной сыщицей. Агентство Пинкертона открылось в 1850 году. Поначалу его единственным сыщиком был он сам, но бизнес процветал и требовал расширения. В 1856 году Пинкертон дал объявление о том, что приглашает на работу в агентство сыщиков и секретарей. Когда вскоре после этого на пороге агентства появилась худощавая дамочка, Пинкертон решил, что перед ним – какая-нибудь эмансипе, которая не видит ничего зазорного в том, чтобы быть секретаршей не у дамы, а у джентльмена. Но он не ожидал, что Кэтрин Уорн – так звали визитёршу – настолько эмансипе, что сама претендует на место сыщицы. Уорн развернула аргументы о пользе, которую может принести агентству сотрудница – которая может внедриться без дальнейших скандалов туда, куда мужчине путь заказан, например, и Пинкертон, немного подумав, подписал с ней контракт. А после целенаправленно нанял ещё несколько женщин, вдобавок к агентам-мужчинам. Сотрудницы его агентства занимались не только расследованиями, но и защитой клиенток – все сотрудницы обучались базовым навыкам ближнего боя и стрельбы из огнестрельного оружия. Но Китти, как её стали звать в агентстве, превосходила по мастерству их всех. Она оказалась проницательна, наблюдательна, артистична и очень отважна. Самым громким её делом стало участие в раскрытии покушения на президента США Авраама Линкольна. Кейт сумела не только добыть нужную информацию, но и сорвать покушение, убедив Линкольна чуть не в последнюю минуту сменить поезд, в котором должно было состояться его убийство. Для поездки на другом поезде Уорн загримировала президента. Они ехали в одном купе, выдавая себя за инвалида и сопровождающую его сестру. Всё время поездки Уорн не сомкнула глаз – ведь точно так же резко поменять план могли и заговорщики. Притом для защиты у неё был только один-единственный пистолет. Уорн пришла в агентство в двадцать три года и покинула его только со своей смертью, в тридцать пять. Молодую женщину убила банальная пневмония. Что касается её личной жизни, ходили упорные слухи о том, что она была тайной любовницей Пинкертона на протяжении многих лет. В основном по той причине, что из-за напряжённого графика агентства обоим было больше не с кем заводить романы – друг с другом они, по крайней мере, имели возможность и поговорить, и куда-то съездить. Не забыв заряженные пистолеты.

Теги других блогов: кино легенды сыщицы